Вавиловский журнал генетики и селекции основан в 1997 году. До 2011 года выходил под названием «Информационный вестник ВОГИС».
Текущее Свидетельство ПИ № ФС77-45870 о перерегистрации СМИ выдано 20 июля 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Первичное регистрационное свидетельство ПИ № 77-1277 выдано Комитетом РФ по печати 20 декабря 1999 года. При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.
ЦС ВОГиС
СВЕЖИЙ НОМЕР    РЕДСОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ    ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ    О ПОДПИСКЕ     Вавиловское общество генетиков и селекционеров    
ПИСЬМА В ВАВИЛОВСКИЙ ЖУРНАЛ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ ONLINE-FIRST
«Информационный вестник ВОГиС»  АРХИВ:  1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010
«Вавиловский журнал генетики и селекции»  АРХИВ:   
2011   2012   2013   2014   2015   2016
Переводная версия Вавиловского журнала генетики и селекции - «Russian Journal of Genetics: Applied Research»

2003 год

№ 21-22,   содержание
№ 23,   содержание
№ 24-25,   содержание
№ 26,   содержание
№ 27,   содержание










№24-25 2003 год
статья 2: "TANTUM POSSUMUS QUANTUM SCIMUS"

"Можем столько, сколько знаем". Кроме этого, "Желаю вам счастья", "Люблю дрозофилу - плодовую мушку", "Ударим генетической мыслью по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму", "Хочу все знать и уметь" и, наконец, проникновенное "Сквозь тернии к звездам дальним". Эти искренние, непритязательные, построенные с юным задором фразы - девизы участников Всероссийских студенческих олимпиад по генетике, которые в 2001 и 2002 гг. проводил Томский государственный университет. Всероссийские студенческие предметные конкурсы и олимпиады в связи с известными событиями в стране не проводили много лет. Федеральная целевая программа "Интеграция" (1997-2000 гг.) по направлению 1.6. "Воссоздание научных олимпиад, конкурсов, научных молодёжных школ и конференций" заложила основу для их восстановления. Томский государственный университет выиграл право на проведение целого ряда конкурсов и олимпиад, в частности, Всероссийской олимпиады по генетике, как оказалось, Первой Всероссийской.
Кроме большой ответственности, возложенной поручением Министерства образования на ректорат, деканат биолого-почвенного факультета и кафедру цитологии и генетики ТГУ, перед организаторами были вполне объективные трудности, вызванные, в частности, масштабами потенциальной аудитории: в олимпиаде имели право участвовать студенты, обучающиеся по шести направлениям (510600, 540100, 560200, 560400, 655500, 660200) и двенадцати специальностям (011600-012400, 040100, 040200, 310700, 310800), т.е. студенты классических, педагогических, медицинских, аграрных университетов, медицинских и сельскохозяйственных академий, медицинских и сельскохозяйственных институтов.
Приглашения были разосланы вузам всех названных категорий во все регионы России. Доля положительных откликов составила менее трети от числа разосланных приглашений. Оргкомитет установил фиксированное число членов команды (3), что не исключало участия в личном конкурсе большего или меньшего числа студентов. Любой вуз мог быть представлен более чем одной командой с фиксированным составом участников.
В 2001 г. в олимпиаде 12 командами и 8 отдельными участниками были представлены 18 вузов из 12 городов Российской Федерации: Абакана, Горно-Алтайска, Екатеринбурга, Ижевска, Кемерово, Красноярска, Новосибирска, Рязани, Сургута, Томска, Челябинска, Якутска.
В 2002 г. в олимпиаде участвовали 17 команд и 8 отдельных участников из 21 вуза и 16 городов России: Владимира, Горно-Алтайска, Иркутска, Кемерово, Костромы, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Омска, Оренбурга, Перми, Томска, Улан-Удэ, Уфы, Челябинска, Якутска.
В олимпиадах приняли участие следующие вузы:

 

2001 г.

2002 г.

Башкирский государственный университет (БашГУ)

-

3

Бурятский государственный университет (БГУ)

-

3

Горно-Алтайский государственный университет (ГАГУ)

3

2

Кемеровский государственный университет (КемГУ)

3

3

Костромской государственный университет (КГУ)

-

2

Московский государственный университет (МГУ)

-

3

Новосибирский государственный университет (НГУ)

3

3

Пермский государственный университет (ПГУ)

-

3

Сургутский государственный университет (СурГУ)

3

-

Томский государственный университет (ТГУ)

4

3

Уральский государственный университет (УрГУ)

1

-

Хакасский государственный университет (ХГУ)

2

-

Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

2

3

Якутсткий государственный университет (ЯГУ)

2

2

Владимирский гос. педагогический университет (ВГПУ)

-

1

Красноярский гос. педагогический университет (КГПУ)

-

3

Томский гос. педагогический университет (ТГПУ)

3

3

Челябинский гос. педагогический университет (ЧГПУ)

2

3

Сибирский гос. медицинский университет (СГМУ)

4

3

Ижевская гос. медицинская академия (ИГМА)

3

-

Красноярская гос. медицинская академия (КрасГМА)

3

-

Красноярский гос. аграрный университет (КрасГАУ)

3

6 (2 команды)

Омский гос. аграрный университет (ОмГАУ)

-

1

Оренбургский гос. аграрный университет (ОренГАУ)

-

3

Иркутская гос. сельскохозяйственная академия (ИрГСХА)

-

3

Рязанская гос. сельскохозяйственная академия (РГСХА)

3

-

Уральская гос. сельскохозяйственная академия (УрГСХА)

1

-

Томский сельскохозяйственный институт (ТГАУ)

3

3

Итого участников:

48

59

Кроме четырёх томских вузов, дважды в олимпиаде приняли участие ГАГУ, КемГУ, НГУ, ЧелГУ, ЯГУ, ЧГПУ, КрасГАУ. Причём последним в 2002 г. были командированы даже две команды, сформированные на разных факультетах. Нетрудно заметить, что основную часть среди вузов-участников составляют классические и педагогические университеты.
Разнообразие участвующих вузов, различие их рабочих программ выдвигали особые требования к содержанию конкурсных заданий. Конкурс оба раза был проведён в два этапа. На первом этапе соревновались все участники олимпиады. По формальным признакам уровень подготовки студентов должен был существенно отличаться, так как среди них были и магистранты, уже сдавшие кандидатский экзамен по генетике, и студенты 1-2 курсов, которые в соответствии с учебным планом генетику вообще ещё не изучали. Они изучали её самостоятельно и, как оказалось, изучали неплохо. Таким образом, разный уровень подготовленности аудитории объективно обусловил необходимость разработки такой системы конкурсных заданий, которая, с одной стороны, позволила бы участникам испытать себя, сопоставить свои уровни подготовки и в любом случае пополнить знания, с другой стороны - определила бы положение каждого участника в ранжированном ряду и позволила бы жюри провести беспристрастный отбор действительно наиболее сильных участников для их дальнейшего соревнования между собой на втором этапе соревнований. В соответствии с требованиями конкурса задания были построены в нескольких вариантах по следующим принципам:
- конкурсные задания, самые разные по сложности и тематике;
- оценка вопросов из всех 10 заданий известны и различны (от 1 до 12 баллов),
- известен идеальный результат (сумма баллов за все правильно выполненные задания);
- порядок выполнения заданий - по усмотрению участника;
- время на выполнение задания - заведомо в дефиците.
Вариант конкурсного задания публично разыгрывался путём случайного выбора.
Сразу же после окончания первого этапа соревнований жюри проводило анализ работ и подводило итоги. Утром следующего дня результаты официально доводили до сведения всех участников олимпиады. Кроме 10 победителей, участников называли только под девизами. После этого начинался второй этап конкурса, по окончании которого, основываясь на результатах только второго этапа (2001 г.) или обоих этапов (2002 г.), определяли победителей личного первенства. Итоги в конкурсе команд подводили по суммам баллов, набранных всеми участниками команды в первом этапе.
Результаты были такими (приведены 10 лучших команд и 10 сильнейших участников личного первенства, в скобках указана сумма баллов):

2001 г.

2002 г.

1

НГУ (241)

НГУ (251)

2

СГМУ (239)

ТГУ (249)

3

ТГУ (194)

СГМУ (241)

4

ИГМА (144)

ПГУ (227)

5

СурГУ (87)

БашГУ (212)

6

КрасГМА (74)

МГУ (197)

7

КемГУ (69)

ЧГПУ (190)

8

ГАГУ (53)

КемГУ (173)

9

КрасГАУ (49)

ЧелГУ (163)

10

ТГПУ (39)

ТГПУ (129)



2001 г.

2002 г.

1

Булгакова Н.А., НГУ, 4 курс (63)

Ваулин О.В., ТГУ, магистрант (163)

2

Харьков В.Н., ТГУ, магистрант (59)

Федотов А.В., БашГУ, 4 курс (143)

3

Лазаренко Ф.Э., СГМУ, 2 курс (56)

Лукьянова Г.А., СГМУ, 2 курс (142)

4

Ваулин О.В., ТГУ, магистрант (55)

Султанов Р.Р., НГУ, 4 курс (133)

5

Зимин П.И., НГУ, 4 курс (54)

Литвинов С.С., МГУ, 3 курс (119)

6

Валеева Е.Р., УрГУ, 3 курс (48)

Лазаренко Ф.Э., СГМУ, 3 курс (118)

7

Лукьянова Г.А., СГМУ, 1 курс (47)

Лобанов М.А., ПГУ, 4 курс (118)

8

Андреев С.Н., ИГМА, 2 курс (44)

Белопольская В.Н., ЧГПУ, 5 курс (114)

9

Малахова А.А., ТГУ, 4 курс (43)

Ткач Д.А., НГУ, 4 курс (113)

10

Чмуж Е.В., НГУ, 4 курс (42)

Корболина Е.Е., НГУ, 4 курс (107)

Принципиальная разница между результатами участников лидирующей группы в 2001 и 2002 гг. объясняется тем, что в 2002 г. жюри решило идеальную сумму баллов за второй этап задать равной приблизительно половине идеальной суммы за первый этап и учитывать работу участников за оба этапа. Опыт показал, что такой подход более объективен.
Анализ результатов командного и личного первенства позволяет сделать ряд выводов. Вывод первый: если команда получает за выполнение задания первого этапа менее 100 баллов, её или не готовили, и/или она сформирована из случайных людей. Второй вывод: монополии классического университета нет: в 2001 г. на 2-ом месте оказалась команда Сибирского медицинского университета, на 4-ом месте - команда Ижевской медицинской академии; в 2002 г. на 3-ем месте была команда СГМУ, чей успех в значительной степени обусловлен участием двух очень способных студентов лечебного факультета Феликса Лазаренко и Галины Лукьяновой, на 7-ом месте - команда Челябинского педагогического университета. Вывод третий: необходима дальнейшая работа оргкомитета олимпиады по адаптации конкурсных заданий к вузам медицинского и сельскохозяйственного профилей. Наконец, успехи обеих команд НГУ убедительно свидетельствует как о высоком уровне подготовки студентов-генетиков из НГУ, так и о высокой позиции новосибирского научно-образователь-ного комплекса в системе высшего образования РФ.
В заключение следует признать, что олимпиада - мощный стимул к повышению уровня генетического образования. Студенты, собравшиеся из разных регионов России, знакомятся, общаются, посещают генетические учреждения, слушают образовательные лекции и в результате узнают немалого нового, неизвестного ранее. Проведение олимпиады служит также хорошим стимулом развития и совершенствования её организации. Одним словом, олимпиада - это и труд, и праздник, поскольку приносит оназнание , а знание даёт возможности, как сказано: "Tantum possumus quantum scimus".


Ю.М.Новиков, ст. преподаватель кафедры цитологии и генетики ТГУ, Томск

Информационный вестник ВОГиС : ISSN 2500-0462 (Print)

Информационный вестник ВОГиС : ISSN 2500-3259 (Online)