Вавиловский журнал генетики и селекции основан в 1997 году. До 2011 года выходил под названием «Информационный вестник ВОГИС».
Текущее Свидетельство ПИ № ФС77-45870 о перерегистрации СМИ выдано 20 июля 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Первичное регистрационное свидетельство ПИ № 77-1277 выдано Комитетом РФ по печати 20 декабря 1999 года. При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.
ЦС ВОГиС
СВЕЖИЙ НОМЕР    РЕДСОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ    ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ    О ПОДПИСКЕ     Вавиловское общество генетиков и селекционеров    
ПИСЬМА В ВАВИЛОВСКИЙ ЖУРНАЛ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ ONLINE-FIRST
«Информационный вестник ВОГиС»  АРХИВ:  1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010
«Вавиловский журнал генетики и селекции»  АРХИВ:   
2011   2012   2013   2014   2015   2016
Переводная версия Вавиловского журнала генетики и селекции - «Russian Journal of Genetics: Applied Research»

1999 год

№ 8,   содержание
№ 9,   содержание
№10,   содержание
№11,   содержание










№11 1999 год
Статья 4 : Кафедра цитологии и генетики Новосибирского Государственного Университета: генетика в системе подготовки биологов

Одним из основных принципов организации образования, заложенных при основании НГУ, является сочетание углубленного изучения общенаучных базовых дисциплин на первых трех курсах обучения с последующей профессиональной специализацией на 4–5-м курсах. Этот принцип работает благодаря уникальной возможности использовать кадровый потенциал и экспериментальную базу научно-исследова-тельских институтов Новосибирского научного центра, где студенты проходят преддипломную и дипломную практику. Подготовка биологов на биологическом отделении факультета естественных наук НГУ в полной мере отражает этот принцип.

Введение бакалавриата и магистратуры не изменило принцип обучения. Факультет сохранил пятилетнюю форму обучения как основную. Бакалавры после четырехлетнего обучения выпускаются в единичных случаях, при этом они защищают небольшую по объему экспериментальную работу, выполненную на 4-м курсе. В двухлетнюю магистратуру поступают в основном выпускники других вузов. Их магистерская работа, так же, как и бакалаврская, выполняется в институтах ННЦ. С 1997 года этот принцип закреплен формально созданием учебно-научных центров в рамках федеральной целевой программы “Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997–2000 гг.”.

Общие курсы

На биологическом отделении факультета биологических наук НГУ готовятся специалисты-биологи по следующим специализациям: цитология и генетика, молекулярная биология, физиология человека и животных, экология. Каждый год выпускаются специалисты-биологи, специализирующиеся по цитологии и генетике или молекулярной биологии с профилированием по математической биологии.

На первых трех курсах обучение проводится на базе освоения широкого спектра точных и естественно-научных дисциплин – различных разделов математики, физики, химии; традиционных для биологических факультетов университетов курсов: основ ботаники, зоологии, экологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, микробиологии. В этом же ряду предметов, обязательных для биологов всех специальностей, стоит курс генетики и тесно связанные с генетикой курсы: введение в биологию, молекулярная биология, цитология, биометрия и эволюционное учение (см. табл.).

Особенностью программы биологов НГУ является раннее знакомство с курсом молекулярной биологии. Он читается в 4-м семестре. В этом же семестре идет курс цитологии. Он объединяет морфологию, биохимию и физиологию клетки. Со дня основания биологического отделения курс цитологии читают сотрудники кафедры цитологии и генетики (первым лектором была профессор Ия Ивановна Кикнадзе), и традиционно он строится как предшествующий курсу генетики: с большим акцентом на строение хромосом как материальных носителей наследственности, детальным изучением процессов митоза и мейоза. Лекции в семестре сопровождаются практическими занятиями. После окончания семестра все студенты проходят летнюю цитологическую практику. Она целиком посвящена цитогенетике – исследованию митоза, мейоза, кариотипов на примере метафазных и политенных хромосом. Студенты в течение двух недель самостоятельно готовят препараты животных и растительных клеток и анализируют их.

Курс генетики в 5-м семестре направлен на то, чтобы дать общие сведения по генетике для всех студентов биологического отделения. Он состоит из трех крупных разделов: менделизма, морганизма и описания молекулярно-генетических систем. В разделе, именуемом менделизмом, рассматриваются вопросы дискретного наследования признаков, в следующем разделе (морганизм) рассматриваются хромосомная теория наследственности, явления изменчивости и методы ее изучения. Особый раздел составляет рассмотрение методов генетического анализа. Самый крупный раздел составляет описание молекулярно-генетических механизмов генетических процессов: сначала представлены современные методы молекулярного клонирования и генной инженерии, затем рассмотрены вопросы организации генома, структуры ДНК, генетического кода, структуры гена, организации хромосом, генетики пола, дозовой компенсации, генетики развития, онкогенетики, генетики популяций, инбридинга и гетерозиса, генетики развития и психики. Дается представление об евгенике. Лекции (текст, таблицы и иллюстрации) постоянно обновляются, они доступны для студентов в электронной форме, четвертая версия лекций находится в Интернете по адресу: http://www.nsu.ru/biology/ courses/genetics/index.html. Планируется издание ограниченным тиражом (до 100 экз.) шестой версии лекций к сентябрю 2000 года на базе редакционно-издательского отдела ИЦиГ СО РАН.

Лекционный курс генетики сопровождается семинарскими и практическими занятиями. На них студенты осваивают навыки гибридологического анализа на таком классическом генетическом объекте, как дрозофила, самостоятельно проводя скрещивания и анализируя результаты. Предлагаемые задачи охватывают следующие темы: сцепленное с полом наследование, функциональный тест на аллелизм, построение генетических карт, методы учета рецессивных летальных мутаций, эффект положения гена, получение гинандроморфов и анализ генетической нестабильности.

В 6-м семестре на кафедре цитологии и генетики студенты-биологи проходят курсы биометрии, иммунологии и курс эволюционного учения. Как правило, во всех других университетах страны курс эволюции “прописан” на кафедрах общей биологии, зоологии или ботаники. Однако именно достижения современной генетики делают эволюционную теорию и эволюционную биологию актуальной, живой и развивающейся дисциплиной. Невозможно представить современную эволюционную биологию, рассмотрение проблем эволюции вне достижений генетики, без синтеза основополагающих данных, полученных в области молекулярной генетики, клеточной биологии, генетики развития, популяционной генетики, как, впрочем, и без привлечения данных, полученных в других разделах современной биологии. Курс эволюционного учения сопровождается семинарскими занятиями, которые призваны не только подкреплять и углублять получаемые студентами на лекциях теоретические знания, но и учить студентов самостоятельности, способствуют переводу знаний из разряда пассивных в разряд активных. Подготовка рефератов и докладов способствует овладению навыками лекторского искусства, умению аргументированно отстаивать свою позицию и грамотно вести дискуссию, привлекая полученные знания из различных разделов биологии. Студенты привыкают самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой, с узкоспециальными научными и обзорными статьями по отдельным вопросам и проблемам современной генетики и теории эволюции, а также смежных с ними наук и дисциплин. Здесь происходит первое знакомство студентов со статьями на иностранном языке, тем самым начинает формироваться терминологический базис для будущей работы с иностранной литературой. Эта форма семинарских занятий сохраняется на 4-м курсе (спецсеминар по иммуногенетике и актуальным проблемам генетики). В последние годы наметился контакт с преподавателями кафедры иностранных языков, которые просят сотрудников выпускающих кафедр подобрать научную литературу для занятий студентов.

На факультете естественных наук, кроме биологического, существуют химическое, химико-экологи-ческое и медико-биологическое отделения. Студенты медико-биологического отделения в течение трех курсов занимаются по программе биологического отделения с небольшими изменениями: курсы физики и математики читаются в более сжатом виде, а курсы анатомии, микробиологии – в объеме мединститутов. Курсы молекулярной биологии, цитологии, генетики, теории эволюции они осваивают в том же объеме, что и биологи. Овладение основами генетики биологами всех специальностей и знакомство с современными направлениями и достижениями общей и частной генетики – вот основная линия преподавания генетики в НГУ.

Для того чтобы облегчить студентам выбор специализации, который им предстоит сделать в конце третьего курса, на факультете организованы так называемые альтернативные курсы (см. таблицу). Все выпускающие кафедры предлагают в каждом семестре по одному курсу, итого восемь. В течение года студент должен сдать дифференцированный зачет по двум из них. Если студенты, выбравшие специализацию по цитологии и генетике, например, не прослушали курсов “Материальные основы наследственности” и “Генетика развития”, то им предлагается сделать это на следующий год. Как правило, возражений не бывает.

Специализация по цитологии и генетике

На ФЕН НГУ исторически сложилось так, что на одной кафедре происходит специализация и по цитологии, и по генетике. Это связано с тем диапазоном направлений, которые представлены в базовом для кафедры Институте цитологии и генетики СО РАН. Подавляющее большинство студентов кафедры цитологии и генетики свои курсовые и дипломные работы выполняют в лабораториях ИЦиГ СО РАН, в которых ведутся исследования по молекулярной и клеточной биологии, по структуре и функции генов, по цитогенетике растений и животных, по частной генетике, компьютерной геномике, популяционной и эволюционной генетике.

Привлечение к научному руководству студентами, выполняющими курсовые и дипломные работы, огромного и разнообразного потенциала научных сотрудников ИЦиГ СО РАН дает возможность, по сути дела, к концу обучения в НГУ подготовить уникальных “штучных” специалистов. Таким образом, на практике реализуется индивидуальный подход при обучении студентов. В соответствии с одним из основополагающих принципов кадровой политики Сибирского отделения РАН – обеспечением постоянного притока молодых специалистов через систему: школа – НГУ – аспирантура НГУ и СО РАН – подавляющее большинство выпускников кафедры цитологии и генетики, как, впрочем, и других кафедр биологического отделения ФЕН НГУ, выбирают научно-исследова-тельскую деятельность в НИИ.

Специализация начинается после третьего курса с летней генетико-селекционной практики, которая дает студентам возможность познакомиться с проблемами, которыми занимаются лаборатории ИЦиГ СО РАН, с объектами исследований и с некоторыми полевыми методами исследований в генетике и селекции.

На базе лабораторий ИЦиГ СО РАН проводится большинство занятий Большого цитологического и генетического практикума. В составе его освоение современных цитогенетических методов работы с дрозофилой, растениями, млекопитающими, включая in situ гибридизацию, методы генной инженерии, практикум по биотехнологии растений, иммунологические методы и большую самостоятельную работу по генетике дрозофилы.

За 4 года студенты НГУ полностью проходят теоретический курс обучения. Им предлагается набор спецкурсов (наряду с обязательными предлагается часть факультативных, из которых обязательно нужно выбрать половину) и спецсеминаров, охватывающих основные направления генетики: молекулярную генетику, молекулярную эволюцию, теорию селекции, математическую популяционную генетику, генную инженерию, биотехнологию растений, биологию размножения с основами эмбрио- и биотехнологии, мобильные элементы и количественные признаки, генетику развития, геном эукариот, иммуногенетику, генетику человека, математическое моделирование.

Параллельно со спецкурсами, спецсеминарами и практикумами студенты 4-го курса два дня в неделю работают в лабораториях институтов над темами курсовых работ.

Институтская практика и защита дипломных работ

5-й курс полностью освобожден для работы в лабораториях институтов за счет того, что за первые три года обучения дается полный набор основных курсов.

Почти два года работы в лабораториях (некоторые увлеченные студенты пользуются возможностью работать в лабораториях уже с первых курсов) позволяют студентам овладеть большим арсеналом современных методов молекулярно-генетического, генетического и цитогенетического анализа, быть в курсе современных проблем генетики, приобретать навыки самостоятельного научного исследования в рамках проблем лабораторий, т.е. быть включенными в научный поиск. Обычно тема курсовой работы перерастает в тему дипломной работы, над которой студент 5 курса, подчеркнем, работает в лаборатории все дни недели.

При существующем трудовом законодательстве диплом специалиста дает более ясные и широкие возможности по сравнению с малопонятным статусом бакалавра. Поэтому при подготовке студентов кафедра цитологии и генетики НГУ отдает предпочтение традиционной системе пятилетнего обучения, при которой выпускник получает диплом специалиста. Все выпускники кафедры цитологии и генетики имеют возможность выполнить дипломную работу по результатам экспериментальной работы в лабораториях НИИ или на кафедре. К моменту защиты большинство из студентов уже имеют опыт выступления на студенческих научных конференциях, имеют научные публикации; результаты дипломных работ, как правило, выполнены на хорошем научно-методи-ческом уровне и служат материалом для научных публикаций.

Следует подчеркнуть, что какие бы современно звучащие или модные курсы не декларировались и не включались в программу, важным фактором достижения конечной цели обучения – подготовки высокообразованных, востребованных специалистов остается человеческий фактор. С одной стороны, высокий интеллектуальный уровень студентов, их высокий уровень общей и биологической образованности и широкий кругозор, мотивация к активному овладеванию знаниями, с другой – компетентность, высокопрофессиональный уровень профессорско-преподаватель-ского состава кафедры. В подавляющем большинстве сотрудники кафедры цитологии и генетики НГУ являются активно работающими научными сотрудниками Института цитологии и генетики СО РАН.

Проблемы

Подготовка молодых специалистов – дорогое удовольствие, при современном скудном финансировании высшего образования и науки сталкивается прежде всего с очень трудной дилеммой: использовать имеющиеся материалы (реактивы, оборудование) на научный эксперимент, который будет выполнен опытным научным сотрудником, или уже с определенной долей риска – на эксперимент с элементами обучения. До сих пор кафедра и Институт решали этот вопрос в пользу второго варианта.

В.К.Шумный, академик РАН, профессор,
заведующий кафедрой цитологии и генетики
ФЕН НГУ, директор ИЦиГ СО РАН, Новосибирск

Л.В.Высоцкая, д.б.н., профессор,
заместитель заведующего кафедрой цитологии
и генетики ФЕН НГУ, Новосибирск

И.Ф.Жимулев, член-корр. РАН, профессор,
заведующий лабораторией молекулярной
цитогенетики ИЦиГ СО РАН, Новосибирск

И.К.Захаров, д.б.н., профессор,
руководитель институтской практики,
заведующий лабораторией генетики популяций
ИЦиГ СО РАН, Новосибирск

Информационный вестник ВОГиС : ISSN 2500-0462 (Print)

Информационный вестник ВОГиС : ISSN 2500-3259 (Online)