Вавиловский журнал генетики и селекции основан в 1997 году. До 2011 года выходил под названием «Информационный вестник ВОГИС».
Текущее Свидетельство ПИ № ФС77-45870 о перерегистрации СМИ выдано 20 июля 2011 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Первичное регистрационное свидетельство ПИ № 77-1277 выдано Комитетом РФ по печати 20 декабря 1999 года. При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.
ЦС ВОГиС
СВЕЖИЙ НОМЕР    РЕДСОВЕТ И РЕДКОЛЛЕГИЯ    ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ    О ПОДПИСКЕ     Вавиловское общество генетиков и селекционеров    
ПИСЬМА В ВАВИЛОВСКИЙ ЖУРНАЛ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ ONLINE-FIRST
«Информационный вестник ВОГиС»  АРХИВ:  1997   1998   1999   2000   2001   2002   2003   2004   2005   2006   2007   2008   2009   2010
«Вавиловский журнал генетики и селекции»  АРХИВ:   
2011   2012   2013   2014   2015   2016
Переводная версия Вавиловского журнала генетики и селекции - «Russian Journal of Genetics: Applied Research»

1998 год

№ 2,   содержание
№ 3,   содержание
№ 4,   содержание
№ 5,   содержание
№ 6,   содержание
№ 7,   содержание










№3 1998 год
Статья 6 : "Генетика" для будущих генетиков

Учебников, учебных пособий и практических руководств по генетике к настоящему времени опубликовано достаточно большое количество (см. табл.).

Таблица. "Число изданных учебников (без разделения на отечественные и переводные) в разные годы по различным разделам генетики"

Годы издания

Общая генетика для универ-ситетов

Популяци-онная и эволюци-онная генетика

Молеку-лярная генетика, генети-ческая инженерия

Генетика человека и медицин-ская генетика

Генетика развития

Цито-генетика

Генетика для с.-х. ВУЗов

Биометри-ческая генетика

Практи-ческие руковод-ства

до 1947

12

0

0

0

0

0

3

1

2

1948-1960

1

1

0

0

0

0

1

0

1

1961-1970

11

4

2

4

1

3

3

0

4

1971-1980

6

5

1

8

3

3

3

1

5

1981-1990

7

8

12

4

1

0

3

2

3

1991-1997

1

3

2

0

0

1

1

0

0

Предлагаемая таблица не претендует на безусловную точность представленных цифр, они скорее отражают соотношение и тенденцию количества изданных учебников, которое не всегда связано с их качеством. К тому же, разделение по направлениям произведено условно, например "генетика человека" включает учебники и учебные пособия, рекомендованные авторами как для спецкурсов по генетике человека, так и учебники по общей генетике, адаптированные для медицинских ВУЗов. Следует учесть, что таблица составлена на основе библиографического каталога книг, имеющихся в библиотеке Института цитологии и генетики СО РАН. Бросается в глаза, что подавляющее большинство книг написаны и вышли в свет до 1991 года. Это было бы объяснимо, если бы речь шла просто о количестве изданных учебников, но тревогу вызывает резкое снижение динамики появления новых книг по генетике. Это относится к отечественным изданиям, так же обстоит дело и с переводными. Для бурно развивающейся науки, какой является генетика, десятилетие является достаточно большим сроком. В рамках данной статьи ограничимся, во-первых, рассмотрением только учебников по общей генетике, не рассматривая учебники по специальным и узконаправленным генетическим дисциплинам и проблемам, во-вторых, сузим круг до учебников, рекомендованных их авторами студентам биологических специальностей университетов и, как правило, написанных на основе курсов, прочитанных в ведущих университетах, где имеется специализация по генетике.

Какие же учебники по общей генетике можно считать базовыми для студентов-биологов университетов? На мой взгляд, список этот оказывается очень даже ограниченным. Если отдать должное той огромной положительной роли, которую сыграли в свое время учебники М.Е.Лобашова "Генетика" (1967) и А.Мюнтцинга "Генетика" (1967) в формировании генетических кадров в стране, то сейчас эти учебники можно рассматривать уже в историческом контексте. По-моему, не потеряло своего назначения руководство И.Гершковича "Генетика" (1968), хотя оно никогда не считалось базовым учебником для наших университетов. Однако интересно и добротно написанные отдельные главы с хорошим подбором вопросов и задач дают право рассматривать это руководство в качестве долгожителя. Использование этих учебников возможно только в ограниченном направлении, в основном для изучения вопросов, связанных с классическими разделами генетики.

Следующие учебники по праву можно отнести к основным действующим руководствам. Это выдержавший несколько изданий учебник Н.П.Дубинина "Общая генетика" (последнее издание - 1986). Это был первый отечественный учебник, в котором достаточно сбалансированно представлены и рассмотрены разделы по классической менделевской генетике, по молекулярной генетике, и популяционные аспекты генетики. Учебник хорошо иллюстрирован. Сюда же относится учебник Н.П.Дубинина "Генетика" (1985).

Следующие два учебника: С.М.Гершензон "Основы современной генетики" (1979) и С.Г.Инге-Вечтомов "Генетика с основами селекции" (1989) объединяет логичность представления материала и использование в большом объеме примеров экспериментальной общей и молекулярной генетики - из частной генетики микроорганизмов, дрожжей, растений, дрозофилы, человека - для иллюстрации закономерностей и положений современной генетики, которые "оживляют" восприятие материала. Наряду с прекрасными рисунками и схемами в "Генетике с основами селекции" приводятся малоинформативные фотографии и используются иллюстрации из первоисточников с излишней для учебника детализацией, что приводит к перенасыщению текста узкоспециальной терминологией и символикой и в конечном итоге к усложнению восприятия.

И, наконец, на мой взгляд, наиболее удачно написанный и скомпонованный трехтомник Ф.Айала, Дж.Кайгер "Современная генетика" (1987- 1988). Материал, представленный в этом руководстве, понятен, легко воспринимается. Все главы сопровождаются вопросами; нельзя не отметить блестящие иллюстрации, многие из которых были выполнены специально для этого издания. Хотя объем материала, включенного в три тома, явно превышает временные рамки и возможности программ курсов генетики в наших университетах, материал учебника можно рекомендовать студентам использовать выборочно, отдельные тома и главы можно использовать в других курсах, и, конечно же, учебник можно рекомендовать соискателям использовать в качестве базового при подготовке к экзаменам кандидатского минимума по генетике.

Безусловно, в задачу данной статьи не входило дать рецензии на учебники по генетике. Трудно ожидать появления идеального учебника, особенно по генетике. Этому есть несколько причин. Bо-первых, при написании учебника сказывается квалификация и специализация автора, его педагогический и писательский опыт и талант. Во-вторых, вольно или невольно при написании учебника его автор видит перед собой ту аудиторию, в которой обычно читается курс генетики, и поэтому учебник обычно адаптирован для определенного образовательного уровня. Несомненно, каждый университет или институт отличается по уровню общей и специальной подготовки студентов, который зависит не только от состава преподавателей, но и от базового уровня образования, набора предлагаемых курсов, направленности на специализацию. В-третьих, каким бы идеальным по полноте охвата ни казался учебник в момент его написания, через несколько лет он будет не полным в силу новых данных, которые обогащают современную генетику. В последнее десятилетие получены и осмыслены новые данные по описанию механизмов и генетического контроля основополагающих молекулярно-генетических процессов, особенно это относится к мутационному и рекомбинационному процессам. Бурное развитие получили работы по генетике мобильных генетических элементов и связанным с этим особенностям инсерционного мутагенеза и регуляции экспрессии генов. Получены новые данные об особенностях и закономерностях молекулярной организации и функционирования генов и геномов эукариот. Впечатляющие результаты достигнуты в изучении многих вопросов, связанных с генетикой онтогенеза, особенно в области выяснения особенностей организации генетического материала и с развертыванием генетической информации в онтогенезе. Постоянно идет поток новой информации и в области генетической инженерии. Все это требует отражения не только в специальной научной литературе, но и в учебниках. И дело вовсе не в том, чтобы автоматически включить в учебники вновь полученный "горячий" материал, а скорее я имею в виду тот аспект развития науки, что новые знания стимулируют общую переоценку и осмысление и старых, казалось бы, уже устоявшихся результатов и концепций.

В заключение следует отметить, что можно вести обучение и по учебникам, написанным десятилетия назад - базовые концепции и положения не изменяются стремительно, - но вопрос заключается в том, можно ли научить понимать современное состояние развивающейся науки, отставая на десятилетия?

Илья К. Захаров, д.б.н.,
зав. лабораторией ИЦиГ СО РАН,
профессор кафедры цитологии и генетики
Новосибирского государственного университета

Информационный вестник ВОГиС : ISSN 2500-0462 (Print)

Информационный вестник ВОГиС : ISSN 2500-3259 (Online)