Состоявшееся 14 февраля 2003 г. заседание Петербургского отделения ВОГиС было посвящено 100-летию со дня рождения Василия Сергеевича Федорова. Его имя вне Петербурга знакомо лишь узкому кругу специалистов. Вместе с тем его педагогический дар, большое число состоявшихся в науке учеников, наконец, заложенное им и успешно развиваемое уже на протяжении более 40 лет научное направление — все это позволяет причислить кандидата наук, доцента В.С.Федорова к числу тех ученых, которые сыграли выдающуюся роль в восстановлении генетики в СССР после эпохи лысенковщины.

Василий Сергеевич Федоров родился 12 февраля 1903 г. в г. Спас-Деменске Калужской губернии в семье купца. В 1922 г. он поступил в Лесной институт в Москве, затем перешел в Ленинградский сельскохозяйственный институт на зоотехнический факультет, который окончил в 1928 г. В том же году Василий Сергеевич стажировался на Аниковской генетической станции у А.С.Серебровского, а затем поступил в аспирантуру, из которой через год был исключен за непролетарское происхождение. В 1930-1933 гг. Василий Сергеевич преподавал в Сельскохозяйственном институте в Уфе. Работая во Всесоюзном института растениеводства, в 1937 г. Василий Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию, посвященную генетике пестролистности у ячменя. В 1930-е гг. он читал лекции аспирантам ВИРа. В 1939-1941 и в 1943-1948 гг. работал в Ленинградском сельскохозяйственном институте, исполняя обязанности доцента, заведующего кафедрой генетики и цитологии, декана агрономического факультета, вплоть до того, когда он был уволен после августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Около года Василий Сергеевич оставался без работы. В 1949 г. он был принят в Ленинградский госуниверситет на кафедру генетики и селекции, которой тогда заведовал Н.В.Турбин. Здесь Василий Сергеевич проработал в должности доцента до ухода на пенсию.

Годы работы в ВИРе под руководством Н.И.Вавилова в сотрудничестве с Г.Д.Карпеченко, А.Н.Лутковым и другими видными отечественными генетиками сформировали В.С.Федорова как генетика вавиловской, вировской школы. В.С.Федоров участвовал в работе коллектива авторов, создавших под руководством Н.И.Вавилова знаменитое трехтомное руководство «Теоретические основы селекции» (1935), для которого подготовил главу по внутривидовой гибридизации, где на разнообразном материале были рассмотрены основы генетического анализа.

В Петергофском биологическом институте Ленинградского госуниверситета Василий Сергеевич экспериментировал с рядом растений: льном, коноплей, люпином, кукурузой, но главным делом его жизни стала разработка частной генетики ржи. Им была создана сохраняемая до сих пор его учениками уникальная генетическая коллекция ржи, на которой сейчас ведется изучение ряда актуальных проблем генетики (генетическое картирование, генетика мейоза). Эта коллекция в свое время послужила образцом для создания генетических коллекций других видов растений в ряде учреждений бывшего СССР. В работе с рожью Василий Сергеевич разработал оригинальные методы гибридологического анализа автостерильных перекрестников, изучил генетическую детерминацию ряда морфологических признаков. Работа с тетраплоидами ржи завершилась созданием сорта «Ленинградская тетра», который был районирован в 5 областях северо-запада РСФСР.

Василий Сергеевич оставил очень мало публикаций; и дело было не только в фактическом запрещении генетики в период лысенковщины — для него главным было получить результат, печатное же оформление его было ему не так интересно. Итоги исследований Василия Сергеевича были подведены уже после его смерти его непосредственными учениками и продолжателями его дела В.Г.Смирновым и С.П.Соснихиной в книге «Генетика ржи» (Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984).

В.С.Федоров сыграл важную, хотя и недостаточно оцененную роль в восстановлении генетики после ее разгрома в 1948 г. С 1955 г. на кафедре генетики и селекции ЛГУ В.С.Федоров начал читать спецкурс по классической генетике, который затем был трансформирован им в курс генетического анализа. Обладая талантом педагога, будучи остроумным и обаятельным человеком, Василий Сергеевич привлекал к себе молодежь. В тяжелые годы господства «мичуринской биологии» им были воспитаны такие генетики, доктора наук, как Ю.Б.Вахтин, И.А.Захаров, К.В.Квитко, Б.В.Ригин, В.Г.Смирнов, И.М.Суриков, И.Шутка (Венгрия) и А.Л.Юдин, ставшие видными учеными, создавшими собственные научные направления и школы.

Василий Сергеевич по своему характеру не был борцом. Но у него были твердые научные позиции и ясное представление о том, что нравственно, а что нет. Свои убеждения он передавал ученикам, высказывая их обычно не прямо, а в иносказательной, иронической или парадоксальной форме.

Должны пройти годы и смениться поколения для того, чтобы можно было объективно судить о действительном месте в науке того или иного человека. Известность ученого при жизни, занимаемые им должности и получаемые награды нередко обусловлены не его реальным вкладом в науку, а различными личностными качествами — от энергичности, остроумия и ораторского таланта до конформизма и беспринципности. Прошедшие десятилетия со дня смерти В.С.Федорова (20.12.1976) показали, что он продолжает жить как в трудах своих учеников, так и в созданных им линиях ржи — ценнейшем материале для генетических исследований.

И.А.Захаров, член-корреспондент РАН, Институт общей генетики им. Н.И.Вавилова РАН, Москва