Сибирское отделение ВОГиС, Институт цитологии и генетики СО РАН поздравляют профессора, доктора биологических наук, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, одного из ведущих сотрудников Института земледелия Юго-Востока Василия Ананьевича Крупнова с юбилеем — ему исполняется 75 лет.

Всю свою деятельность Василий Ананьевич посвятил изучению генетики мягкой и твердой пшеницы, созданию новых линий и сортов на базе всемирно известных форм саратовской селекции, а также воспитанию учеников-соратников и подготовке специалистов-агрономов.

Годы учебы В.А.Крупнова проходили в Саратовском сельскохозяйственном институте (1948-1952), потом там же в аспирантуре и пришлись на период разгрома «формальной» генетики на сессии ВАСХНИЛ в 1948 году. Несмотря на это он способствовал возрождению школы генетики пшеницы в Институте Юго-Востока после реабилитации классической генетики.

С 1960 г. В.А.Крупнов работает в НИИСХ Юго-Востока вначале заместителем директора по научной части, а затем заведующим лабораторией генетики и селекции пшеницы. Старейшее научное учреждение по селекции зерновых культур, организованное (под руководством Н. М.Тулайкова и Н.И.Вавилова) в 1929 году на базе Саратовской губернской селекционной станции, с самого начала имело сильнейшие традиции русской селекционной школы. Основателем селекционной станции в 1910 г. был А.И.Стебут. Селекционные работы по яровой пшенице с 1911 г. на станции возглавил А.П.Шехурдин. В соавторстве со своей ученицей и помощницей В.Н.Мамонтовой он создал около 50 сортов сильных пшениц. В 1937 г. многие выдающиеся ученые-селекционеры были арестованы и погибли, в их числе Н.М.Тулайков, генетики-селекционеры С.М.Верушкин, академик Г.К.Мейстер, Е.М.Плачек и другие.

Уже в первые годы работы селекционной станции, а затем Института Юго-Востока главными методами были гибридизация, подбор родительских пар, отбор: от гибридного материала первых скрещиваний берут начало наиболее распространенные сорта мягкой яровой пшеницы, занимающие тысячи гектар. В работе саратовской школы селекционеров не было ни «переделок», ни «перевоспитания», ни вегетативной гибридизации.

Это было принципиально важным открытием для Василия Ананьевича. Он серьезно занялся самообразованием — изучением генетики. Лишь после официальной реабилитации «формальной» генетики появилась возможность организовать исследовательскую работу методами классической генетики. Все началось с того, что В.А.Крупнов в библиотеке института обнаружил журналы «Genetics», «Heredity», «Phytopathology» и другие, которые регулярно поступали в институт в 1920-е годы и многие были даже не разрезаны, но сохранены. Впервые тогда Василий Ананьевич познакомился с методами классической генетики, которые ничего общего не имели с методами Т.Д.Лысенко. Самое большое впечатление на него произвели труды Генетического конгресса, которые привез из Канады руководитель его кандидатской диссертации Г.И.Смирнов.

В 1965 г. Василий Ананьевич осуществил свою мечту — стал проводить экспериментальные работы по генетике. Итогом этих исследований была защита в 1972 г. докторской диссертации: «Генная и цитоплазматическая мужская стерильность растений». Оппонентами работы были известные ученые: С.С.Хохлов — генетик, профессор кафедры генетики СГУ; Г.В.Гуляев — генетик-селекционер, ученик А.И.Жебрака. Работа получила высокую оценку ведущего учреждения — Краснодарского НИИСХ и академика М.И.Хаджинова, который рекомендовал опубликовать его работу в виде монографии в издательстве «Колос».

Сейчас в работе отдела генетики пшеницы более сложные методы селекции. Под руководством Василия Ананьевича ведется изучение важнейших признаков и свойств растений на созданных сотрудниками сериях моносомных линий, наборах почти изогенных линий. В генофонд саратовских пшениц внесены ценные гены от диких сородичей — пырея, ржи, эгилопсов, повышающих устойчивость растений к абио- и биострессам, продуктивность и качество зерна. Наличие в ряде рекомбинаций чужеродного хроматина подтверждено цитологическим, электрофоретическим и фитопатологическим анализами. Об эффективности теоретических исследований свидетельствуют результаты государственных испытаний 8 новых сортов пшеницы, устойчивых к бурой ржавчине, твердой головне, в их числе: Л 503, Белянка, Прохоровка, Добрыня и другие, созданные сотрудниками отдела генетики.

В настоящее время В.А.Крупнов передал заведование отдела в надежные молодые руки — Сергею Николаевичу Сибикееву — кандидату наук, очень знающему специалисту-генетику, преданному выбранному делу. Василий Ананьевич не скрывает своей гордости за успехи своих учеников и соратников и это помогает ему строить и осуществлять новые научные планы.

Генетики-растениеводы, и не только из Института цитологии и генетики СО АН РФ, хорошо знают и высоко ценят работы и школу Василия Ананьевича Крупнова и желают ему доброго здоровья, долгих лет творческой работы и дальнейших успехов.