Дипломное проектирование


Пришел, выступил, получил пятерку…

 

Содержание раздела направлено на помощь дипломникам:

1) приводится список часто задаваемых вопросов на предзащите и защите диплома;

2) приводится список слов-паразитов, которых стоит избегать;

3) даны рекомендации по оформлению презентаций;

4) как готовиться к выступлению, если диплом уже написан?

5) как вести себя во время выступления?

6) итоги защиты.

 

Список часто задаваемых вопросов

1) Какой личный вклад Вы внесли в эту работу?

2) Что сделано до Вас по этой работе?

3) Что сделано в мире по этой тематике?

4) Какие методы Вы использовали?

5) Какое прикладное значение может иметь Ваша работа?

6) Какие эксперименты можно поставить, чтобы проверить вашу теоретическую работу?

 

Список слов-паразитов, которых стоит избегать

1) ну…

2) вот…

3) э…

4) типа…

5) это самое…

6) как бы…

7) дополните сами

Рекомендации по оформлению презентаций

1) Использовать шрифт Arial. Практически идеален, минимум лишних деталей, проще воспринимается, чем шрифты типа Times. Размер шрифта заголовков слайдов 16 – минимум (если очень длинный, лучше 18-20).

  • Используйте не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста).
  • Не используйте для заголовков и текста похожие шрифты.
  • Тени уменьшают четкость без увеличения информативности. Не используйте тени только потому что это выглядит «красивей».

2) Каждый слайд должен иметь заголовок. Рисунки должны быть снабжены подписями, а диаграммы и графики обязательно иметь подписи осей.

3) Видовое название организма следует писать курсивом, например Escherihia coli.

4) Названия ферментов пишутся на русском языке слитно, например malate dehydrogenase – малатдегидрогеназа

5) Фон презентации имеет важное значение, например, черный, темно-синий, красный, желтый цвет фона раздражает и напрягает. Фон, имеющий цвет салатовый, белый, слабо розовый, слабо голубой – наиболее предпочтителен, также приятен фон в виде градиента этих цветов. Картинки в качестве фона лучше не использовать.

6) Если приводятся сложные схемы, их рекомендуется «собирать» по кусочкам с помощью анимации в PowerPoint – так они гораздо легче воспринимаются. Если схема анимации сложна, то можно использовать хитрость, представив её в виде серии слайдов (как киноплёнку) с повторяющимся содержимым и с меняющимися деталями и задать плавный переход между слайдами.

7) На каждом слайде нужно ставить номер страницы и общее количество страниц, чтобы знать, сколько осталось до конца, например 6/16 (6 страница, всего 16 страниц).

8 ) Все элементы оформления на абсолютно всех слайдах должны быть выдержаны в одном стиле и быть достаточно крупными. В смысле – гарнитура и кегль, начертание, цвет, даже расположение однотипных надписей.

9) В отличие от статей в журналах – никаких цифр на рисунках! Всё должно быть обозначено буквами. Используйте цветовое кодирование. Вместо, к примеру, «линия, обозначенная на правом рисунке цифрой один…» можно будет просто сказать «красная линия…».

10) Число слайдов не должно быть большим. Минута на простой слайд (типа названия), две на сложный (типа выводов). Понятие простого и сложного у каждого своё. Если нужно больше, то делайте и прячьте «про запас», покажете при ответе на вопросы.

11) Избегайте сплошного текста. Лучше используйте нумерованные и маркированные списки. Используйте краткие предложения или фразы. Не переносите слова.

12) Будьте осторожны в использовании светлых цветов на белом фоне, особенно дефолтного green цвета (R:G:B – 0:255:0) и близких, если не хотите радовать слушателей фразами «на зеленой кривой, которой вы не видите». То, что хорошо выглядит у вас на мониторе, плохо выглядит при докладе, поскольку мониторы, проекторы и принтеры по-разному представляют цвета. Используйте темные, насыщенные цвета, если у вас светлый фон. Это же касается тонких линий.

13) Помещайте картинки левее текста: мы читаем слева-направо, так что смотрим вначале на левую сторону слайда.

14) «Рыба» для презентации:

  • сформулировать тему, назвать ФИО научного руководителя, ФИО студента, кафедру, номер группы
  • осветить историю вопроса (кратко несколько фамилий тех, кто его изучал или работал по данной тематике)
  • обозначить цель работы, в соответствии с которой нужно сформулировать ее задачи (Целью не может быть изучение или исследование, это процесс человеческой деятельности. Цель – построить, создать, проанализировать, объединить…)
  • описать объект наблюдений/исследований
  • описать методику, с помощью которых решались задачи
  • изложить результаты – то, что вы сделали сами
  • зачитать выводы (важно, чтобы вы их сформулировали сами, но чтобы научный руководитель проверил, нет ли противоречий)
  • выразить благодарность всем, кому сочтете нужным

Как готовиться к выступлению, если диплом уже написан?

1) Тренироваться выступать вслух в разное время суток, в разных местах и перед разными людьми, чтобы кто-нибудь сыграл бы придирчивого члена ГАКа. То есть вскрыл бы все слабые места в вашем сообщении, а вы могли бы продумать, как будете защищаться. Главное, чтобы были дилетанты по вашей тематике (мама, папа, сестра, друг с другого факультета), потому что если дилетант в общих чертах поймет, о чем у вас идет речь, значит, и специалист поймет.

2) Написать текст своего выступления с указанием времени, необходимого для изложения каждого пункта выступления.

3) Продумать ответы на часто задаваемые вопросы.

4) Во время подготовки и выступления не следует выносить на общее обозрение «внутреннюю кухню» вашей работы, это и сложная терминология и методы, которые мало известны.

5) Подобающе одеться и причесаться. Есть определенный дресс-код. Мальчики – в костюмах, желательно с галстуком, девочки – в деловых костюмах или платьях. В жаркую погоду допустима непрозрачная блузка и юбка. Макияж сдержанный, губы лучше ярко не красить. Распущенные по плечам гривы тоже нежелательны. Мальчики должны быть с вымытыми головами и побриты (бородачи – с аккуратной бородой).

6) Прохронометрировать свой доклад. Время для выступления равно 15 минутам и не может быть превышено. Экспериментально доказано, что аудитория держит внимание только первые семь минут. Далее наступает усталость и рассеивание внимания. Поэтому будет хорошо, если основные положения будут изложены за это время. Во время тренировок старайтесь укладываться в 13-14 минут, чтобы во время выступления на защите спокойно изложить материал.

7) Обсудить с научным руководителем потенциально слабые места вашего диплома и выступления.

8 ) Узнайте заранее, где будет защита и какие есть технические возможности для демонстрации всяческих ваших наглядных пособий. Хорошо бы собраться вместе с теми, кому нужна эта же техника и под руководством старшего удостовериться, что она нормально работает. Все знает секретарь ГАКа. Если у вас в презентации мультимедийный контент (видео, звук), то нужно заранее проверить его на оборудовании, на котором будете делать презентацию, в противном случае нужно быть готовым, что оно не сработает и продумать «запасной вариант», а не говорить «не получилось» – это показывает ваше неумение. Естественно, что если презентация в MS PP, то контент лучше всего делать WMA, WMV. Помимо видео и звуков, избегайте вставлять формулы из математических пакетов, они не будут читаться в презентации, если на компьютере во время защиты не установлены соответствующие программы. Проблема также может быть со шрифтами (из-за разных версий Power Point), с цветом – из-за проектора. Презентации сдаются за день до защиты.

9) Узнайте заранее состав комиссии, в соответствии с этим уделите особое внимание предметам, которые преподают эти преподаватели, например, статистика, эволюция…

10) Перед выступлением не надо пить валерьянку, а то как начнёте засыпать! Привычный кофе или чай за завтраком. Или сок. Сто грамм для храбрости тоже не надо. Унюхает кто-нибудь душок, и опять же имидж разрушится. Или туман в голове поднимется. Алкоголь придаёт смелости, но лишает собранности, к сожалению.

11) Запишите себя на камеру или диктофон и просмотрите, как это будет выглядеть.

12) Не стоит переоценивать аудиторию. Делайте доклад более доступным.

13) Для того, чтобы успокоиться, сядьте дома и хорошенько представьте, что может произойти В САМОМ ХУДШЕМ СЛУЧАЕ. Вы невнятно промямлили свой доклад, не ответили ни на один вопрос, председатель ГАКа ехидно заметил, что такое оформление диплома годится для девичьего альбома, но отнюдь не для квалификационной научной работы, Вам стало дурно, и Вы упали в обморок, стоя у доски, после такого чудовщного провала однокурсники проскальзывают мимо вас, стараясь даже не смотреть в Вашу сторону, а некоторые мычат какие-то слова утешения, научный руководитель торжественно поджимает губы и, также не глядя на Вас, говорит металлическим голосом что-то о защите на следующий год… Дома родители, купившие праздничный торт, ошеломлены и раздавлены. Вы напиваетесь в хлам, идёте на улицу, нарушаете общественный порядок и попадаете в вытрезвитель (вариант: травитесь некачественным алкоголем и попадаете в реанимацию).

Безо всякого юмора: мысленно ПРОЖИВИТЕ все эти ситуации, ПОЧУВСТВУЙТЕ всё, что человек может чувствовать при этом. Ну как, переносимо? Переносимо. Вас не расстреляют и не будут бить плетьми. У Вас не конфискуют имущество. Всё это ОЧЕНЬ неприятно, но, оказывается, с этим можно жить.

А вот на втором этапе Вашей медитации посмотрите, как Вы будете преодолевать неприятные последствия. Куда пойдёте работать? Где будете жить? Мальчики – как будете косить от армии? Или наоборот – как будете в неё призываться? Кого призовёте на помощь в решении всех своих проблем? Какие люди реально могут помочь? Какие собственные ресурсы Вы можете привлечь? Когда в результате осознаете, что даже при самых плохих последствиях защиты проблемы решаемы, нужное спокойствие придёт.

Во время выступления

1) Время для выступления равно 15 минут с учетом чтения выводов.

2) Время ответов на вопросы формально не регламентируют.

3) Исходите из того, что лучше Вас Ваш материал не знает НИКТО. Поэтому вопросы членов комиссии воспринимайте не как подковырки, а как уточнения, и отвечайте солидно. Вы хоть и молодой, но исследователь, их младший коллега.

4) Говорите громко, чётко, внятно и размеренно. Не частите, но и не мычите. Не волнуйтесь: скажите себе, что даже в самом худшем случае Вас не расстреляют. И даже имущество не конфискуют.

5) Помните, что в рамки одной дипломной работы весь материал Вы не втиснете. Поэтому, если Вам будут говорить, что можно было бы сделать ещё то-то и то-то, спокойно отвечайте, что Вы были ограничены рамками объема дипломной работы, поэтому вот это и это – уже тема диссертационного исследования, которое, бог даст, последует. Правда, это не касается упущений и недостатков в основном корпусе исследования. Если Вы выпустили из рассмотрения некое давно известное в вашей дисциплине явление, то тут вас ничего уже не спасет, будет позорище (на двоих с руководителем. Нет, ещё рецензент).

6) Не забудьте в конце произнести благодарственные формулы. Правильно начинать с фразы: »Я благодарю моих родителей за то, что…». Неправильно начинать с фразы: «Хочу поблагодарить моих родителей за то, что…».

7) Выводы надо зачитывать, а не пересказывать.

8 ) Каждый слайд на презентации должен висеть примерно минуту, и должен нести ту информацию, о которой в данный момент вы говорите. Главное не охватить весь материал диплома, а достичь поставленной цели и рассказать о том, что ты сделал САМ!

9) Будьте готовы к тому, что Вам зададут вопрос из смежной области или даже вовсе не по теме (имеют полное право и иногда так развлекаются, а иногда им действительно интересен доклад). Обязательно с шефом и его коллегами оттренируйте вероятные вопросы аудитории, особенно касающиеся проблемных мест работы (а они есть всегда). По опыту, процентов 90 вопросов вычисляются заранее, и на них можно заранее же подготовить блестящий ответ. Высший пилотаж, конечно, спровоцировать сложный вопрос и потом на него с блеском ответить.

10) После Вашего выступления выступает рецензент, затем руководитель. Им могут задать вопросы. Последнее слово за студентом.

11) Когда Вам задают вопрос, необходимо его со вниманием дослушать до конца, так как спешить уже некуда. Спешка в данном случае не только невежлива, она ещё разрушает ваш солидный имидж. Солидный человек не торопится.

12) Ни в коем случае ни на один вопрос нельзя отвечать в стиле «Так шеф сказал». Оценивается работа Вашей головы, а не головы шефа. Также в ответах на вопросы нельзя говорить «Не знаю». Даже если не знаете. Обязаны найти мгновенно какие-то слова, предположения, оценки и т.п., которые покажут комиссии, что даже если Вы не знаете ответа прямо сейчас, то Вы в состоянии докопаться до него в короткое время. И лучше с научным руководителем отработать некие ритуальные вербальные формулы, наполняемые смыслом по ситуации, которые позволят либо дать обтекаемый ответ, либо элегантно от ответа уйти. Ну, что-то типа: «Эта проблема в настоящее время в (название дисциплины) разработана слабо, однако труды таких-то позволяют сказать, что…» Или, если проблема всё-таки разработана, а Вы её и краем не коснулись: «Поскольку я в моей работе не касаюсь этого вопроса, я не счёл нужным упоминать о нём. Однако труды таких-то позволяют сказать, что эта проблема имеет такое-то отношение к проблеме, которая ставилась в моей работе». Если Вы ничего не смогли придумать, то честный ответ о незнании данных вопросов – намного лучше, чем полная чушь.

13) Меньше пустых слов. Все абсолютно члены аттестационных комиссий родились при СССР и сдавали «Историю КПСС», «Научный коммунизм» и т.п. Воду и сами лить умеют, и, главное, прекрасно видят, где её льёт студент. Исторический экскурс уместен в пределах 1 минуты, да и то не по всем темам. А это – 3-5 предложений.

14) Научитесь говорить громко и чётко, зал большой, народу много, а Ваши же товарищи будут бормотать что-то на задних рядах. Договоритесь группой на защите сидеть молча.

15) Понадобится лазерная или обычная указка.

16) Порой можно заговориться так, что забываешь о времени, раньше председатель ГАКа вставал за 2-3 минуты до окончания выступления, и это было сигналом, что времени осталось как раз на то, чтобы подвести итог. Если сейчас этого не делается, можно попросить друга подать знак, когда останется столько времени.

17) При выступлении все таки обращаться надо как бы к одному человеку из аудитории и стараться смотреть на него…

18) Возврат к старому слайду – зачастую неудачное решение.

19) По возможности меньше читать написанный текст доклада. Зачитываются только выводы.

20) Если доклад не укладывается в отведенное время, лучше пожертвовать детализацией ради выделения главного, если кого-то из слушателей интересуют детали, то он может задать вопрос после Вашего выступления.

21) При использовании проектора важен вопрос, кто будет переключать Вам слайды? Есть несколько вариантов:

  • вы сами:

a) либо с помощью пульта,
б) либо придется стоять у клавиатуры компьютера.

  • с помощью друга:

a) придется говорить ему, когда переключать,
б) он будет знать, когда переключать, но тогда придется предварительно репетировать с ним.

  • с помощью человека, которого предоставит ГАК:

a) придется говорить ему, когда переключать.

Итог защиты

1) положительная оценка (пятерка, четверка)

2) рекомендация в аспирантуру

3) ваше выступление признали лучшим (по умению представлять материал и отвечать на вопросы) среди всех докладов в этот день.

4) срывание аплодисментов

5) «я такой возмутительной работы…» – сказал однажды член ГАКа.