Пробуждение талантов. В Институте цитологии и генетики СО РАН создают нестандартные форматы для популяризации биологии среди школьников

День науки в нашем городе традиционно сопровождается «днями открытых дверей» в институтах Академгородка. Для научных организаций – это прекрасная возможность привлечь к себе внимание со стороны самой широкой общественности. Причем, сделать это не только ради своего имиджа, но и с вполне прагматической целью – сориентировать определенную часть школьников в профессиональном плане, по существу – выявить среди них своих потенциальных сотрудников. Образно говоря, каждая научная организация старается дать ребенку сильный импульс к поиску знаний, который через несколько лет прямиком приведет его к дверям Института.

Важность такой профессиональной ориентации трудно переоценить. Можно подумать, что это обычная формальность, но это не так. В наше время отлаженная система по «притяжению» талантливой молодежи – одно из условий развития научных организаций. В какой-то мере между академическими институтами уже происходит конкуренция за талантливую молодежь. Возможно, этот факт осознается неодинаково, но кто понимает важность выявления талантов на самом раннем этапе, тот и относится к вопросам популяризации науки и профессиональной ориентации очень серьезно. Мотивации здесь предельно конкретные.

Институт цитологии и генетики СО РАН, пожалуй, – одно из немногих научных учреждений, где давно уже отлажена непрерывная цепочка популяризации знаний от сотрудников Института к школьникам младших классов. При Институте работает Лаборатория экологического воспитания (в прошлом – Станция юных натуралистов), выпускники которой очень часто делают осознанный выбор, связывая свою судьбу с науками о жизни. Уже в течение шести лет при непосредственном участии Лаборатории организуются межрегиональные конференции для юннатов, куда съезжаются дети из разных городов страны. Мы гордимся, что в Институте уже сформирована своя традиция взаимодействия со школьниками, и тот опыт, который был накоплен еще с советских времен, считается здесь настоящим достоянием.

Поэтому совсем не удивительно, что День открытых дверей всегда стараются организовать так, чтобы он стал для детей особо запоминающимся. Ведь День науки – это действительно важное событие для нашего города, и Институту крайне важно, чтобы школьники получили массу впечатлений, которые останутся у них в памяти на всю жизнь. Бывает так, что именно сильное впечатление неожиданно пробуждает в ребенке дремавший талант, и тогда он осознает, что вот это – «для него!». То есть речь идет не просто о банальном выборе профессии (в смысле, куда «пристроиться» после школы). Речь идет, ни много ни мало, о выборе судьбы. И в руководстве Института это хорошо понимают. Отсюда – такое серьезное отношение к вопросам популяризации науки.

В этом году, 8 февраля, школьников ждала особо насыщенная программа. Организаторы, надо отдать им должное, творчески подошли к своему делу, стараясь найти нестандартные, игровые формы демонстрации знаний, которые легко доходят до сердца и разума ребенка. Ведь мало популярно раскрыть какую-то сложную тему, надо еще сделать так, чтобы она стала для некоторых экскурсантов той «искрой», из которой должен разгореться неподдельный интерес к биологии. Решение такой задачи требует креативных подходов. На этот раз в новом Научно-образовательном корпусе ИЦиГ СО РАН школьников ждал необычный сюрприз: организаторы предложили детям буквально «поиграть в науку», на несколько минут почувствовать себя сотрудниками лаборатории. Так, азы генетики были освоены «кончиками пальцев», когда ребятишки с помощью несложной таблицы самостоятельно «собрали» формулу эндорфина. Перейдя в другую аудиторию, они очутились еще в одной «лаборатории», где им предстояло ознакомиться с основами микробиологии. Что такое микробы, слышали все, в том числе и школьники. Здесь же ребята узнали о том, что этих микробов не так уж сложно вырастить и потом рассмотреть в микроскоп. А чтобы их найти, ходить далеко не нужно: достаточно просто посмотреть на пальцы ваших собственных рук, где может обитать уйма этих микроскопических существ. Получив от сотрудника Института чашки Петри с питательной средой, школьники могли провести такой эксперимент самостоятельно, убедившись в итоге, что микробы – это совсем не абстракция. Поэтому требование мыть руки приобрело для них свой подлинный смысл.

Первый успешный опыт дает организаторам возможность для проработки подобного варианта популяризации науки среди молодежи в будущем. Но необходимо четко понимать исходную задачу. Речь сейчас совсем не идет о том, чтобы «подтянуть» детей по биологии. Речь идет именно о поиске талантов, о вовлечении детей, заинтересовавшихся биологией, в «орбиту» Института. На них смотрят, еще раз напомним, как на потенциальных сотрудников. Во многом расчет делается на создание соответствующей атмосферы, когда «игра в науку» становится максимально приближенной к реальности. В принципе, даже в обычной школе любой толковый педагог может придумать схожие игровые форматы для лучшего усвоения знаний (по той же биологии, например). Но разница в том, что во время дня открытых дверей «игра в науку» происходит в стенах самого настоящего академического института с самыми настоящими учеными. Это примерно то же самое, как если бы школьный урок пения провести в оперном театре вместе с известными солистами. Надо ли говорить, что в такой атмосфере некоторые вещи перестают быть чистыми условностями и начинают восприниматься как часть того окружения, в котором ты реально находишься в этот момент.

Отметим, что в Институте с пиететом относятся к своему прошлому и постоянно чествуют его основателей, обогативших знаниями мировую науку, о чем школьники узнали, посетив Музей истории генетики в Сибири, также расположенный в Научно-образовательном корпусе. Выдающиеся сибирские генетики, о которых знает весь мир, как раз задают ту планку, на которую должны ориентироваться молодые сотрудники. Фактически, сам Институт возник исключительно благодаря таким ученым-энтузиастам, рискнувшим поехать в далекую Сибирь ради любимого дела, ради новых открытий. Биографии этих замечательных людей сами по себе являются великолепным примером для подражания. И в Институте стараются, по мере сил, сохранять эту преемственность, держать указанную планку на должном уровне. Соответственно, поиск талантливой молодежи, искренне увлеченной наукой – совсем не является здесь пустой формальностью или рутиной. Это, еще раз подчеркнем, – одна и важнейших задач, от успешного решения которой зависит будущее Института. А может, будущее всей российской генетики.

Пресс-служба ФИЦ Институт цитологии и генетики СО РАН

Назад